Форум РМС

Лечение в Москве - 8 (495) 506 61 01

Лечение за рубежом - 8 (925) 50 254 50

"Я - ЖИВАЯ МИШЕНЬ"

Cегодня нелегко дозвониться до Центра госсанэпиднадзора в Хабаровском крае: с утра и до вечера телефон занят. Хабаровчане, жители Приамурья и Приморья, Сахалина и Колымы, русские эмигранты-дальневосточники в Австралии и Канаде - сотни знакомых Риты Либеровой и не знакомых ей людей штурмуют телефонную линию, чтобы услышать от нее, как она себя чувствует после пережитого.

До сих пор не хочется верить в то, что в самом центре столицы Дальневосточного федерального округа совершено покушение на главного государственного врача по Хабаровскому краю. 63-летнюю Риту Либерову неизвестные попытались взорвать в ее собственной квартире на первом этаже панельного дома.

Взрыв, по мощности эквивалентный 50 граммам тротилового заряда, раздался в 22.45 в комнате, откуда за пять минут до этого на зов телефона хозяйка вышла в спальню. По счастливой случайности подруга-врач позвонила не раньше и не позже. Крупно повезло и жильцам подъезда - чудом не повредило газораспределительную трубу, пролегающую в 15 см от высаженного взрывом трехстворчатого окна.

Эксперты криминальной милиции, прокуратуры и ФСБ по горячим следам исследовали место преступления и пришли к выводу, что сработавшая "адская машинка" была закреплена снаружи на металлической оконной решетке. В ту же ночь опрос разбуженных "фейерверком" жильцов дома дал хабаровским оперативникам богатую пищу для размышления. Выяснилось, например, что за три дня до взрыва неизвестный парень напал в подъезде на женщину, внешне очень похожую на главного государственного врача по Хабаровскому краю и зверски избил ее. Металлическую дверь на лестничной площадке перед квартирой руководителя краевой службы ГСЭН потом отмывали от крови. Колотя что есть мочи свою жертву головой о железо, молодой дикарь приговаривал: "Как ты нам надоела! Пора шуровать на пенсию!".

Ровно 40 лет назад Рита Либерова пришла в государственный санэпиднадзор. О бескомпромиссности в отстаивании интересов службы, профессиональной грамотности и честности этого человека ходят легенды. Но многие ли знают, сколь высока цена, которую иногда приходится платить за свой стоицизм санитарному врачу?

Год назад подчиненную Риты Наумовны стеганули железным прутом по затылку так, что сознание молодой женщины отключилось. Это произошло на детской площадке - она наклонилась застегнуть своему ребенку сандалик. Едва сыщики закрыли уголовное дело по этому жуткому факту за недоказанностью (потерпевшая не смогла опознать напавшего сзади), в ход пошли прямые угрозы. Либерову стращали по телефону и даже не где-нибудь, а в ее служебном кабинете, глядя в глаза!

"Не рыпаться", - предупреждали главного врача и раньше, когда она объявила войну хабаровским шашлычникам. Житейская философия ответа на запугивания ставила недругов в тупик: "Что, убьете? Так я своей жизнью особенно не дорожу, троих детей давно подняла".

И все-таки предчувствие надвигающейся беды заставило ее принять элементарные меры личной безопасности. За несколько дней до прозвучавшего взрыва главврач отдала распоряжение секретарше не допускать к ней без разрешения посторонних лиц, а водителю приказала ни на минуту не оставлять без присмотра служебную "Волгу".

"Рита Наумовна, дорогая, но почему же вы к нам не пришли со своим предчувствием, - ласково выговаривал Либеровой один из милицейских начальников, ожесточенно скользя сапогами по ковру из битого стекла в изуродованной взрывом квартире. - Мы бы взяли вас под особую защиту".

Рита Либерова печально усмехается, протягивая мне свое служебное удостоверение, в левом верхнем углу которого помещена выдержка из Закона "О санэпидблагополучии в Российской Федерации": "Должностные люди, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, находятся под особой защитой государства".

- Знаете, я всегда понимала, что это только девиз, декларация. А сейчас - испытано на себе. Мы, санитарные врачи, ничем и никем не защищены. Нет механизма, нет средств... У меня ощущение, что мы, по большому счету, не нужны ни стране, ни местной власти. Я - живая мишень...

...Еще недавно кто бы мог подумать, что "негромкая", традиционно малооплачиваемая профессия врача госсанэпидслужбы займет место в группе профессий повышенного риска - политиков, журналистов, бизнесменов... Что с непокорными гигиенистами-руководителями "сильные мира сего" будут без жалости расправляться. Что эта охота примет характер заразной инфекции и расползется по стране.

Выносит ли работник Центра ГСЭН постановление об уничтожении крупной партии не годных к употреблению пищевых продуктов, закрывает ли на время процветающий ресторан - за сим, увы, всегда следует более или менее значительная течь в финансовом благополучии предприятия. Есть множество примеров законопослушности современных нуворишей, чей опасный для здоровья людей бизнес полномочны запрещать либо приостанавливать должностные лица. Но существуют и подкуп деньгами, "подмазывание" подарками, физический прессинг. Все это отлаженные способы взлома "санитарных замков".

Статистика, от которой стынет кровь в жилах, неумолима. За минувшее десятилетие в нашей стране убито девять главных врачей, работавших в службе не за страх, а за совесть, десятки отделались побоями разной степени тяжести. Полгода отлеживался на больничной койке Валерий Лотин, бывший главный врач Центра ГСЭН в Иркутской области. На прежнее место работы он не вернулся.

Найдется ли смельчак утверждать, что все пострадавшие пребывали под "особой защитой государства"?

На фоне красноречивой "цифири" по меньшей мере, мягкотелой выглядит позиция хабаровской прокуратуры, возбудившей после неудавшегося покушения на Риту Либерову уголовное дело по статьям "Хулиганство" и "Умышленное уничтожение чужого имущества" УПК РФ. В момент взрыва одна из соседок Риты Наумовны, пенсионерка, получила черепно-мозговую травму с потерей сознания. Потом вынуждена была обратиться в поликлинику и Либерова. (Ничего себе "хулиганство"!) Медицинская общественность недоумевает и по поводу передачи прокуратурой этого скандального уголовного дела в следственную часть УВД. Но ведь совершено не рядовое преступление, кто-то посягнул на жизнь широкоизвестного на Дальнем Востоке врача, представителя крупного федерального ведомства!

Между тем о персонах, которые могут стоять за этим "кто-то", руководитель краевой службы госсанэпиднадзора немедленно сообщила правоохранителям. Она убеждена, что это месть. Распорядятся ли компетентные органы информацией так, чтобы у негодяев навсегда было отбито желание делать мишень из врача?

Хабаровский взрыв высветил не только бессилие власти, не желающей или не способной защитить "государевых людей" (а к таковым относятся работники госсанэпидслужбы), но также силу народной любви и признательности к человеку, который в течение многих десятилетий ограждал амурчан от разнообразного лиха, возглавляя самый главный санитарный пост в масштабах края. Либеровой адресованы телефонные звонки поддержки. А стоит Рите Наумовне сегодня появиться на людях, на улице, как сразу попадает в плотное "кольцо поддержки": ее узнают в лицо, обнимают со слезами на глазах, желают мужества.

Чего-чего, а уж мужества заслуженному врачу России Рите Либеровой не занимать. И все-таки свет в ее квартире, где уже вставили стекла, горит до утра.

- Теперь я почти не сплю, - призналась она мне. - Все почему-то жду взрыва_

Владимир КЛЫШНИКОВ, соб. корр. "МГ".

НА СНИМКЕ: жюри международного кинофестиваля "Кино на защите здоровья человека" присудило Рите Либеровой диплом. (Но почему обещанная государством защита ее жизни и здоровья превратилась в "кино"?)

Фото автора.
Хабаровск.