Форум РМС

Лечение в Москве - 8 (495) 506 61 01

Лечение за рубежом - 8 (925) 50 254 50

"Развод" после 100 лет брака

Жители Томска говорят, что в их городе, как в Библии, можно найти ответы на все вопросы. И все потому, что здесь сосредоточены многие научные и учебные институты, созданы уникальные по имеющимся возможностям учебно-научно-производственные комплексы. В их числе - Сибирский государственный медицинский университет (СГМУ) и его клиники. Это объединение существует уже более 100 лет: со дня открытия вуза при нем стали оформляться клиники, так что сегодня представить одно без другого просто немыслимо.

В декабре 2002 г., выступая на съезде ректоров российских вузов, Президент РФ Владимир Путин сказал, что, пока академическая, отраслевая и университетская наука и практика будут существовать раздельно, мы не займем в мире достойное место. И вдруг у кого-то в недрах российского правительства возникло представление о том, что томский медицинский вуз и клиники можно и нужно разделить. Дескать, НИИ должны заниматься наукой, вузы - образованием, а клиники - лечить больных, то есть отойти к системе здравоохранения. При этом ни имя автора идеи, ни будущая судьба университетских клиник и СГМУ не уточняются. И это единственный вопрос, на который в самом Томске найти ответ не удается.

- Абсурд, в это трудно поверить. Если нечто подобное случится, качество обучения студентов резко ухудшится, - в один голос говорят профессора томского медуниверситета.

Из почти 50 медицинских вузов России собственные клиники имеют не больше трети. Остальные университеты и академии вынуждены заключать договоры с администрацией лечебных учреждений и на их базе располагать учебные кафедры. Казалось бы, очень удобно: сотрудники имеют возможность собирать в отделениях ЛПУ материал для научной работы и без проблем внедрять собственные разработки в практику больницы. Студенты присутствуют в клинике на профессорских обходах, проходят практику. Однако... От студентов здесь могут отмахиваться, как от назойливых мух, а профессора и доценты стремлением сделать что-то по-своему, внести изменения в привычную схему лечебного процесса вызывают у врачей больниц неприкрытое раздражение. Автору этих строк приходилось видеть примеры подобных отношений в лечебных учреждениях, приютивших у себя вузовские кафедры.

Вероятно, ректорам тех российских медицинских вузов, где собственных клиник нет, это кажется абсолютно нормальным: ну нет и нет, квартировать по больницам так квартировать, в конце концов ключик можно найти к сердцу любого главврача. Но томичи думают по-другому. В клиниках СГМУ взаимоотношения между профессорами, сотрудниками кафедр, руководителями клиник, заведующими отделениями и рядовыми врачами строились больше 100 лет, и представить, что каждый из участников научно-учебно-лечебного процесса будет играть по своим правилам, просто невозможно.

Университет и его клиники - это единый комплекс, никаких договорных отношений между ними нет. Они и расположены в одних корпусах, так что даже территориально их разделить невозможно: палаты, учебные аудитории, ординаторские, кабинеты сотрудников кафедр, научно-исследовательские лаборатории - все дверь в дверь. Так было всегда - и при царе, и при советской власти.

Около 20 кафедр СГМУ также располагается на клинической базе томских больниц. По словам ректора университета члена-корреспондента РАМН Вячеслава Новицкого, "как бы хорошо ни складывались наши отношения с администрациями ЛПУ, они - хозяева, а мы всего лишь гости. При любых, даже самых лучших, отношениях с главным врачом кафедры в больницах чужие. Там свой процесс, свой план койко-дней, свои законы практического здравоохранения, в рамки которого не всегда можно втиснуть габариты образовательного процесса и научных исследований".

- В течение 14 лет я возглавлял томскую железнодорожную больницу, и эта проблема мне знакома: каждый свой шаг заведующий кафедрой медуниверситета должен был согласовывать с главным врачом, то есть со мной, - признается заместитель главного врача клиник СГМУ Виктор Синченко. - Особенно, когда речь шла о внедрении чего-то нового, так как в случае любого осложнения в состоянии здоровья пациента отвечать придется главному врачу. А зачем мне неприятности? Да, когда кафедра находится на базе больницы, это только плюс для самого стационара, но только в том случае, если есть взаимопонимание между сторонами. Если его нет, все идет вразнос.

Может быть, клиники СГМУ стали лишним звеном в системе здравоохранения Томской области или создают конкуренцию муниципальным ЛПУ и по этой причине подлежат упразднению? Так нет же, трудно назвать конкурентом для муниципалов лечебное учреждение, не работающее в системе ОМС. Университетские клиники не входят в структуру областного здравоохранения, и госзаказ им дается лишь на оказание неотложной помощи в определенные дни недели, как дежурному стационару.

В основном на 810 койках 17 профильных клиник ведется плановая госпитализация тематических пациентов (значительная их часть - так называемые трудные или неясные больные), с их собственного информированного согласия они участвуют в научно-клиническом процессе. Имея собственную базу данных, руководители кафедр могут пригласить для демонстрации студентам пациентов с наиболее тяжелыми или редкими формами заболеваний, причем в этой базе не только жители Томска и области, но и других регионов Сибири. Люди едут сюда за медицинской помощью прежде всего из-за высокой квалификации специалистов, работающих в клиниках. Едут на имя, так как техническое оснащение клиник СГМУ, чего греха таить, оставляет желать лучшего. С 1996 г. это лечебное учреждение практически не финансируется из федерального бюджета по статье "приобретение оборудования и техническое переоснащение". Масса научных разработок, выполненных в стенах университета и готовых к внедрению в медицинскую практику, ждет своей очереди из-за элементарных финансовых трудностей с приобретением необходимого оборудования или реактивов.

- В течение 2001-2002 гг. Минздрав выделил нам 800 тыс. руб. на переоснащение, - рассказывает главный врач клиник СГМУ Виталий Шевелев. - Для такого мощного клинического учреждения, где не только оказывают медицинскую помощь, но и делают серьезную науку, ведут образовательный процесс, это мизерные деньги. На них можно купить разве что один автоклав, а нам необходимо обновлять наркозно-дыхательную аппаратуру, инструментарий, диагностикумы. Основные средства на жизнь и развитие мы зарабатываем, оказывая медицинскую помощь по системе добровольного медицинского страхования. В прошлом году компьютерный томограф для клиник купила администрация Томской области, а сейчас она помогает нам строить диагностический центр и вести капитальный ремонт.

Таким образом, целью разделения медуниверситета и клиник вряд ли может быть чье-то намерение упростить отношения федерального бюджета с данными бюджетополучателями: куда уж проще? Кстати, если говорить о чисто экономических последствиях, то дело закончится не просто лишением клиник СГМУ какого бы то ни было бюджетного финансирования и придания им иного статуса (интересно, какого?), но и отчуждением зданий, имущества, аппаратуры. В этом случае логично закрыть и сам Сибирский медуниверситет, ведь он "проживает" с клиниками в одних корпусах.

И все-таки главное не в том, какой статус придадут клиникам после осуществления идеи "развода" их с СГМУ, а в том, что будет разрушена прекрасно работающая система подготовки кадров. Профессора томского медуниверситета убеждены, что именно существование научно-учебно-производственного комплекса позволяет вести образовательный процесс на самом высоком уровне: обучение врачебному ремеслу проводят ведущие ученые страны и высококвалифицированные клиницисты, с первого курса студенты практикуются в клиниках как санитары, медсестры, а с третьего приходят на врачебную практику.

Академик РАМН Ростислав Карпов, директор Томского НИИ кардиологии СО РАМН, руководитель кафедры факультетской терапии СГМУ предостерегает: "Разделение университета и клиник будет трагической ошибкой. Я бывал во многих медицинских университетах мира, и всегда клиники находятся при них. Надо ставить вопрос в правительстве о том, что каждый медицинский вуз России должен иметь собственную клинику. ЛПУ решает свои задачи, клиника - свои, невозможно полноценно преподавать на базе больницы: там конвейер, а у нас учебный процесс. Прав был великий Мудров, сказав, что врача можно воспитать только у постели больного".

Угроза разделения медуниверситета и клиник - проблема не только томская, есть информация, что в списке кандидатов на "развод" еще несколько вузов, причем уважаемых, с традициями и большой историей. Томский СГМУ - лишь иллюстрация к готовящемуся переделу собственности в сфере медицинского образования.

Елена БУШ,

соб. корр. "МГ".

Томск.