Форум РМС

Лечение в Москве - 8 (495) 506 61 01

Лечение за рубежом - 8 (925) 50 254 50

Стационар без границ

Огромное значение для результатов лечения пострадавших детей с тяжелой черепно-мозговой травмой (ЧМТ) имеет успешность мероприятий, проводимых на начальных этапах лечения, - оказание помощи до поступления ребенка в клинику. Ведь около 50% детей с травмой умирают в первые минуты или часы после ее получения. Именно это заставляет обратить самое пристальное внимание и направить усилия специалистов на решение проблемы догоспитального периода при травматизме у детей, отметил директор НИИ неотложной детской хирургии и травматологии (НИИ НДХТ) профессор Леонид Рошаль. Он подчеркнул, что обсуждаемая проблема имеет много аспектов - организационный, образовательный, медицинский, правовой. Потому среди участников встречи были юристы, правоведы, представители законодателей, органов правопорядка, врачи и организаторы здравоохранения.

Заместитель начальника главного управления ГИБДД России Павел Бугаев привел данные статистических отчетов, согласно которым на дорогах нашей страны в 2003 г. погибло более 35 тыс. человек, из которых более 1,5 тыс. составили дети. Число ставших вследствие дорожной травмы инвалидами оказалось в несколько раз больше. Почему же смертность при ДТП в России значительно выше, чем в европейских государствах? Выступающий подчеркнул, что, как правило, первыми на место ДТП прибывают сотрудники дорожно-патрульной службы, которые готовы сделать все необходимое, чтобы помочь пострадавшим, но при этом не имеют практических навыков для оказания первой помощи и в то же время вынуждены заниматься установлением причин аварии и виновных лиц.

С болью в сердце было сказано об отсутствии перечня действий по оказанию первой неотложной помощи и соответствующей правовой защите сотрудников ГИБДД при их проведении, о недостаточности в оснащении соответствующих классов и кабинетов оборудованием, муляжами и многим другим, необходимым для эффективного обучения постовых. По словам врача скорой помощи из Ленинградской области Михаила Иванеева, если бы сотрудники ГИБДД проводили такую элементарную процедуру, как обеспечение проходимости дыхательных путей, установкой воздуховода или S-образной трубки (для устранения западения языка), это могло бы спасти многие жизни.

Предложение П.Бугаева ужесточить административную ответственность за совершение правонарушений, приводящих к ДТП, было поддержано главным детским хирургом Москвы профессором Вахтангом Немсадзе (кафедра детской хирургии РГМУ). Он призвал полностью исключить прием алкоголя водителями, усилить пропаганду безопасности движения на телевидении, принять меры по улучшению культуры поведения на дорогах.

Председатель Национальной ассоциации медицинского права профессор Юрий Сергеев (ММА им. И.М.Сеченова) выдвинул идею получения водительских прав только после обучения приемам оказания первой помощи. Он подчеркнул отсутствие в законодательстве законов и подзаконных актов, регламентирующих оказание первой неотложной помощи участниками ДТП и соответствующими службами.

С ним согласился генеральный директор станции скорой помощи Москвы профессор Игорь Элькис, который предложил принять закон, обязывающий всех граждан оказывать медицинскую помощь пострадавшим. Главный врач скорой помощи С.-Петербурга Алексей Байков счел возможным возложить обучение водителей правилам ее оказания на врачей скорой помощи. В Москве это станет серьезной нагрузкой, поскольку, как заметил профессор Элькис, недокомплект врачей на столичных станциях скорой помощи составляет 1,2 тыс. человек.

Пессимистические нотки в обсуждение правовых проблем внесло выступление эксперта Комитета по охране здоровья и спорту Госдумы кандидата медицинских наук Ирины Парамоновой. Она отметила, что проблеме правового обеспечения дорожного движения, в том числе оказанию первой неотложной помощи пострадавшим, были посвящены специальные парламентские слушания, но их рекомендации так и остались на бумаге. Уголовный кодекс РФ не предусматривает никакой ответственности за неоказание медицинской помощи, будь то сотрудник ГИБДД или прохожий. Как отметила главный специалист по скорой помощи МЗ РФ профессор Лариса Мельникова, пока нет законодательной базы, никто такую помощь оказывать не будет.

Руководитель отдела догоспитальной помощи кандидат медицинских наук Размик Кешишян отметил, что на догоспитальном этапе умирает около 64% детей, а в стационаре 48% смертельных исходов приходится на первые сутки. На 1-м месте среди причин смерти у детей стоят шок и кровопотеря, на 2-м - разрушение жизненно важных органов, при этом в результате тяжелой черепно-мозговой травмы умирает около трети пострадавших.

Одной из важнейших перспектив улучшения столь печальной статистики является адекватная специализированная медицинская помощь с первых часов получения травмы. В этой связи на "круглом столе" обсуждалось создание единого алгоритма оказания первой неотложной помощи на догоспитальном этапе. В составлении рекомендаций активное участие приняли сотрудники НИИ неотложной детской хирургии и травматологии - доктор медицинских наук нейрохирург Жанна Семенова, ныне руководитель отделения реанимации НИИ НХТД доктор медицинских наук Валерий Амчеславский, заведующий нейрохирургическим отделением кандидат медицинских наук Олимхан Исхаков.

В дискуссии выступил заместитель директора института им. Н.Н.Бурденко член-корреспондент РАМН Александр Потапов. Сторонник доказательной медицины, он говорил о том, что с позиций международных экспертов по ряду рекомендуемых препаратов нет исследований первого или второго класса, к которым относят рандомизированные проспективные исследования. По мнению профессора Л.Рошаля, который выступил как сторонник оказания эффективной медицинской помощи, направленной на защиту мозга, лечение должно быть комплексным и начинаться до стационирования больного, буквально с первых минут.

Безусловно, стандарты оказания догоспитальной помощи, в том числе при тяжелой ЧМТ у детей, необходимы. К такому выводу пришли во всем мире. К сожалению, большинство отечественных препаратов не прошло доказательные исследования (это очень дорогостоящие мероприятия), но успешно применяются в каждодневной практике, в частности по защите мозга от вторичных повреждений. Доказательные исследования в этом направлении - дело недалекого будущего. Может ли это быть ограничением для их использования?

Одна из основных задач проведения "круглого стола" была в том, чтобы обеспечить преемственность между врачами скорой помощи и специализированных детских учреждений, чтобы дети в буквальном смысле слова передавались "из рук в руки". В этой связи назрела необходимость создания особых нейрореанимационных бригад скорой помощи для пострадавших детей с тяжелой ЧМТ при поддержке и участии сотрудников НИИ неотложной детской хирургии и травматологии.

Болеслав ЛИХТЕРМАН,

кандидат медицинских наук,

корр. "МГ".

Москва.