ВОПРОСЫ СУДЕБНО-ПСИХИАТРИЧЕСКИХ ЭКСПЕРТИЗ ПО ДЕЛАМ, СВЯЗАННЫМ С ВЛИЯНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "СЕКТ" НА ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ АДЕПТОВ

Проф. Ф.В.Кондратьев (Москва, ГНЦ им.В.П.Сербского)

Текст любезно предоставлен автором. Все права защищены.

Социально значимое (более 10 миллионов среди населения России) количество адептов различных культовых новообразований ("сект") отразилось и на судебно-психиатрической практике. Экспертизы адептам различных "сект" по уголовным и гражданским делам стали встречаться все чаще. Эти экспертизы содержат ряд сложностей, которые трудно разрешимы без знания особенностей культового учения и нормативности поведения адептов неокультов. В ряде случаев необходима дифференцировка собственно психопатологии от стержневого учения "секты", которое разделяет подэкспертный. Например, высказывания о "всюду снующих и нападающих демонах" могут быть как бредовым, так и религиозным убеждением, например, культового учения "Свидетелей Иеговы". Резкое изменение поведения (разрыв всех контактов с родственниками и друзьями, уход с работы и занятие попрошайничеством) - может быть как результатом болезненных расстройств психики, так и "нормативного" требования культового новообразования.

Агрессивные правонарушения сектантов могут исходить как из бредовой фабулы, так и из учения неокульта, что обусловливает разное заключения о вменяемости. Но могут быть и сочетания, когда психически больной разделяет соответственное учение "секты" и совершает убийство по "религиозной" мотивации при фактической интактности имеющейся психопатологии к инкриминируемому деянию. Заключение о невменяемости и принудительное лечение в таких случаях не гарантирует при купировании психопатологической симптоматики нивелирования агрессивных установок. Психические изменения в виде зависимого расстройства личности, неизменно формируемые у адептов неокультов, может иметь столь значительную выраженность, что у них теряется (например, при ритуальном убийстве) возможность в полной мере осознавать фактическую опасность своих действий и руководить ими (соответствие ст.22 УК РФ).

Не менее сложны и экспертизы в гражданском процессе как при решении вопросов о дее-недееспособности, так и о причинении вреда здоровью. Передача адептами неокультов своего и семейного имущества религиозной организации является частой составной в деятельности многих культовых новообразований. Эта передача всегда происходит" добровольно" после соответствующего внушения и закрепления установки о ее необходимости для "спасения". Такие действия у адептов сект, не страдающих психозами, по существу исходят из принятых ими догм неокульта и в большинстве случаев (если нет выраженного расстройства типа "зависимой личности") не лишают дееспособности. Однако у психически больных такая передача имущества может быть под влиянием активистов "сект". Здесь в соответствии со ст. 29 ГК РФ необходим анализ совокупности клинических, социально-психологических и психогенных факторов. Выраженность психопатологических расстройств с грубыми нарушениями критических способностей и ведомостью за культом может свидетельствовать о том, что такой психически больной адепт не может понимать значение своих действий и руководить ими, а поэтому нуждается в наложении опеки. Такие заключения в соответствии со ст. 170 Гражданского кодекса РФ могут приниматься судами за основу для признания лица недееспособным.

Судебно-психиатрические экспертизы об определением вреда психическому здоровью от деятельности "сект" решается в зависимости от возможности установления причинно-следственных связей между этими действиями и развившимися психическими расстройствами. Эти связи могут быть прямыми и опосредованными. Наряду со случаями очевидной и прямой связи, чаще наблюдается ухудшение состояния здоровью у ранее заболевших как результат стрессовых воздействий (не только психогенного, но и соматогенного характера), которыми подвергаются адепты в своих неокультовых группах. Стрессы могут быть и тем разрешающим фактором при наличии шизофренического диатеза, которые провоцируют начало эндогенного процесса. В тех случаях, когда устанавливается такая связь - можно констатировать факт опосредованной причинной связи. Кроме того квазирелигиозные фабулы учения некоторых сект могут быть тем патопластическим материалом, которое усложняет содержание психопатологической картины и отягощают течение заболевания.


[an error occurred while processing this directive]